Воскресенье
05.05.2024
12:17
 
Мир фото
 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Главная » 2008 » Ноябрь » 15 » Фотографируем мобильным телефоном. Популярный самоучитель фотографа
Фотографируем мобильным телефоном. Популярный самоучитель фотографа
19:25
Фотографируем мобильным телефоном. Популярный самоучитель фотографа


Выразительные средства фотографии, композиция

Композицией в фотографии, а значит, и в мобилографии, называется объединение отдельных частей, элементов в единое художественное целое. «Композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь. В нашем случае это означает построение изображения, поиск оптимального соотношения отдельных его частей, которые, в конечном счете, образуют единое изображение.

   Композиционный замысел фотографа связывает отдельные части снимка воедино. Композиция отражает реальную действительность, которая преломляется в сознании автора фотографии, его понимании темы, осмыслении им окружающего мира.

   Создавая композицию, фотограф, основываясь на объектах реального мира, придает им определенную смысловую направленность, используя различные выразительные средства фотографии. Это может быть использование света и тени, цвета, перспективы, различных точек съемки, ритмические построения и так далее.

   Главная задача фотографа, мобилографа заключается в том, чтобы видеть в происходящих вокруг него явлениях что-нибудь необычное, красивое, трогательное. Фотограф, придав увиденному выразительную окраску, покажет это тем, кто увидит в будущем его фотографии. Выразительные средства фотографии и работа над композицией помогают сделать снимки лучше.

   Я не берусь утверждать, что фотографические правила обязательны для точного и неукоснительного следования им. Если вы видите, что отступление от классических правил композиции пойдет снимку на пользу, — не сомневаясь экспериментируйте. Вполне возможно, что именно нарушение правил позволит вам сделать уникальный снимок. Однако правила нужно, по крайней мере, знать для того, чтобы сознательно нарушать их.

   Кстати, практически любой удачный фотоснимок можно «прочесть», увидев в нем замысел фотографа и его композиционные построения. Даже если случайный кадр кажется вам очень удачным — присмотритесь к нему повнимательнее — с очень высокой долей вероятности вы сможете увидеть в нем законы композиции.   Здесь я предлагаю вашему вниманию краткий курс композиции, который, все же, поможет вам снимать хорошие, а возможно, даже очень хорошие мобилографии.


2.2. Работа над композицией

Композиция кадра может быть построена на симметрии и асимметрии, статике и динамике, на контрастах и аналогиях, композиция должна учитывать особенности восприятия снимка зрителем, удерживать взгляд внутри кадра, не давать ему повода «выйти за рамки фотографии», хотя при определенных условиях такое построение кадра, когда что-то преднамеренно остается недосказанным, является оправданным.

   Такие «кадры с продолжением» очень часто получаются у мобилографов. Порой кажется, еще немного, и картинка оживет, превратившись из фотографии в видеоклип, или даже «затянет наблюдателя», с головой погрузив его в события, изображаемые на ней.

   Работая над композицией того или иного кадра (мобилографу очень часто на эту работу отводится меньше секунды), важно представлять себе то, какое впечатление этот кадр должен оказать на зрителя. Кадры не рекомендуется перегружать деталями — стремитесь к четким и лаконичным композиционным решениям. Это не значит, что все ваши снимки должны состоять из какого-то одного предмета, изображенного на однородном размытом фоне.

   Напротив, многоплановая композиция, выверенная фотографом, позволяет добиваться очень хороших результатов, иногда потрясая зрителя красотой и живостью полученного снимка. Но композиция лаконичная доступна даже начинающему фотографу, которому часто бывает сложно отделить главное от второстепенного. А если сам фотограф не знает, зачем ему тот или иной объект на фотографии, — как узнают об этом зрители?

   Мобилография очень динамична, и мобилографии тем и ценны, что позволяют передавать различные интересные моменты жизни, как бы замораживая их. На каждой фотографии, сделанной мобильником, ценно абсолютно все — каждая мелочь может вызвать множество ассоциаций и повлиять на восприятие фотоснимка зрителем только в лучшую сторону. Но, опять же, посмотрите на удачную мо-билографию — она, как правило, лаконична и достаточно строга.


2.3. Золотое сечение, восприятие снимка зрителем

Для правильного построения сложной композиции может быть использовано правило золотого сечения. Золотое сечение — это такое деление отрезка на части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей. Значение золотого сечения приблизительно равно 0,618.  В приближенном виде это будет 5/8 или, чего вполне достаточно для фотографии.

   Кадры, построенные с применением правила золотого сечения, выглядят гармонично. Это явление до сих пор не объяснено, но золотое сечение чрезвычайно распространено в природе.

   Применение золотого сечения внутри кадра заключается в том, чтобы располагать значимые его элементы примерно на расстоянии '/3 от края. Это широко известное, применяемое в фотографии правило третей. Если сместить элементы выше или ниже крайних точек, то кадр потеряет равновесие, будет дисгармоничным, хотя это может быть использовано в качестве специального художественного приема. А если же объект будет смещаться к центру композиции, она приобретет статичный, иногда даже скучный, хотя и устойчивый вид.

   В частности, снимая пейзаж, надо постараться разместить линию горизонта примерно на '/3 от края кадра от верхнего или нижнего — это уже зависит от того, что важнее в кадре — небо или земля. Если разбить кадр на части параллельными его сторонам линиями, как показано на рис. 2.1 (фото автора, мобилография), тогда на их пересечении мы получим так называемые «активные точки», зрительные центры.

   Если разместить элементы композиции около зрительных центров, это, с одной стороны, делает кадр динамичнее, а с другой, оказывает сильное психологическое влияние на человека, рассматривающего фотографию.

   Кадр можно сделать динамичнее, если заставить взгляд зрителя перемещаться по фотографии. Добиться этого можно, используя различные изобразительные средства фотографии и композиционные приемы. Так, диагональное построение композиции, направление основных линий кадра, способствует усилению его про-странственности и динамизма.

   Существуют определенные закономерности восприятия снимков зрителем. Учитывая эти особенности, можно добиваться нужных результатов, выделяя в прямом и переносном смысле те детали снимка, на которых должно быть акцентировано внимание зрителя.

   В частности, принято считать, что осмотр кадра обычно идет в направлении зрительных центров, о которых мы уже упоминали. Если глазу не за что «зацепиться», то человек останавливает свой взор в центре кадра, внимание привлекают глубокие тени и более резкие, контрастные участки изображения.

   Рассмотрим рис. 2 цветной вклейки (Эрнест Брендель, «Beautiful Stranger»). Это сложный и красивый пейзаж, динамичный, пространственный и уравновешенный в композиционном плане. Центральной фигурой пейзажа является небольшая яхта, плывущая по озеру. Обратите внимание на то, как фотограф пользуется правилом золотого сечения в применении к данному снимку.

   Во-первых, отчетливо видна линия, разделяющая небо и воду. Между небом и водной гладью можно увидеть небольшое количество деревьев, но они относятся к верхней части. Это разделение кадра происходит практически точно на его одной трети.

   Во-вторых, яхта, показанная в правой части фотографии, расположена весьма близко к одному из зрительных центров. Но она находится не в самом зрительном центре, а немного ближе к краю фотографии.   Это придает снимку больше динамизма, так как зритель невольно пытается продолжить движение объекта справа налево. На самом деле на одном этом снимке можно показать огромное количество композиционных приемов, мы вернемся к нему немного позже на страницах этой книги.

   Посмотрите на рис. 2.2 (Михаил Рейфман, «Хозяйка города»).

   Это, видимо, пример классической компоновки кадра. Обратите внимание на то, как лаконично композиционное решение. Весь кадр построен вокруг чайки, которая летит на фоне небоскребов, олицетворяющих в этой фотоработе город. Ничего лишнего. Кстати, как вы можете видеть, чайка расположена в одном из зрительных центров, что придает кадру определенную устойчивость и в то же время делает его динамичным в силу подвижности сюжета.

   Если сравнить два вышеописанных снимка (рис. 2 цветной вклейки и рис. 2.2), то окажется, что центральной композиционной идеей обеих работ является правило золотого сечения. Но посмотрите, как различны эти кадры, несмотря на схожесть в плане композиционного приема.

   Первый сложен, насыщен деталями, но в то же время удивительно привлекателен и проработан. О втором же можно сказать, что он максимально прост и строг, но, согласитесь, выглядит он так же превосходно. Это пример того, как правило золотого сечения может быть использовано для построения разноплановых снимков.

   Пользуясь этим правилом, или хотя бы имея его в виду при съемке, вы сможете лучше понимать, как управлять пространством вашего кадра. Как уже было сказа но, различные отклонения от зрительных центров и других опорных линии кадра вполне допустимы, если вы преследуете особые художественные цели.


2.4. Акценты

Немного выше мы с вами уже затрагивали вопрос о закономерностях восприятия кадра зрителем. Собственно говоря, одной из целей фотографа является демонстрация фотографий другим людям. Поэтому вполне объяснимо его желание сделать наиболее важные объекты фотографии более заметными, притягивающими внимание зрителя, а менее важные, наоборот, скрыть. Этой цели служат различные способы расстановки акцентов.

   Так, внимание может быть привлечено к наиболее резкому объекту на снимке -этот прием применяют, например, при съемке портретов, когда фон уходит в нерезкость. То же самое можно встретить и на макроснимках, хотя в таких случаях причина увода фона в нерезкость практически не зависит от воли фотографа.

   Если говорить о применении выделения с помощью повышения резкости главного объекта съемки в мобилографии, то здесь эта методика пока недостижима по причинам, о которых сказано уже достаточно.   Объективы, применяемые сейчас в мобильных устройствах, не позволяют менять глубину резкости. Но мы все же рассмотрим пример такого фото. Посмотрите па рис. 2.3 (Михаил Рейфман, «Fresh News»).

   Здесь главный объект съемки — человек с газетой — сделан резким, а фон уведен в сильную нерезкость.  Кстати, обратите внимание — снимаемый не замечает, что его фотографируют, поэтому фотоснимок получился достаточно живым и непосредственным. Кроме того, это еще и пример съемки движущегося объекта с проводкой. Об этом мы поговорим ниже, здесь я хочу лишь обратить ваше внимание на то, что фон не только нерезок, но и за счет движения камеры слегка смазан.

   Посмотрите на рис. 1 цветной вклейки. Фотограф, движущийся в момент съемки, снял кадр, главный объект которого оказался резким, а фон, который двигался относительно фотографа, вышел смазанным и нерезким.

   Акцентирование внимания зрителя возможно не только с помощью резкости, но и при помощи освещения.  Если осветить центральный объект фотокомпозиции сильнее, чем остальные, внимание гарантированно будет привлечено именно к нему.

   Посмотрите на рис. 3 цветной вклейки (Эрнест Брендель, «StilLife»). Это натюрморт, выполненный в темных тонах. Некоторые его части, а именно, орехи, находящиеся справа, освещены сильнее, чем остальные детали снимка. Поэтому внимание зрителя невольно притягивается к ним.

   Пространственности снимку добавляет стеклянная основа, на которой расположены снимаемые предметы.  Они, мягко отражаясь в стекле, уходят в его глубину, делая фотографию многомерной, давая возможность рассматривать предметы с разных сторон и убирая границы снимка. Очень темный фон, совершенно стирающий границы между вертикальными и горизонтальными плоскостями, удачно контрастирует со сравнительно сильно освещенными предметами.

   Сегодняшней мобилографии вполне доступны такие эффекты — освещенный объект на темном фоне будет смотреться весьма интересно. Но интересно могут выглядеть не только освещенные, но и светящиеся объекты. Многие мобильники имеют функцию съемки в ночное время суток, предусматривающий режим, который напоминает по сути своего действия длинные выдержки. Ночные кадры порой получаются достаточно интересными.

   Посмотрите на рис. 2.4 (фото автора, «Ночная дорога»). Этот ночной снимок, сделанный из окна движущегося автомобиля, привлекает внимание в первую очередь за счет ярко выраженной перспективы, рисуемой уходящими вдаль фонарями. Их свет является как бы центральной деталью мобилографии, которая организует вокруг себя снимаемое пространство. Данная мобилография представлена здесь без обработки — в данном случае артефакты сжатия, которые довольно хорошо заметны, добавляют фотографии ночного настроения.

   Кстати, эта фотография раскрывает себя именно в черно-белом виде — рассмотрев ее в разных вариантах, я остановился именно на том, который представлен вашему вниманию.


Просмотров: 2254 | Добавил: fotoportal | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 4
4 спасибо  
0
Реально короткое

3 Спешу со всеми поделиться!  
0
Привет! :)
Вам уже знакома новая социальная сеть - ГДЕ И ВСЕ?
Такого еще не было! Регистрируйся и получай деньги на свой счет! 120 тыс. за месяц, это не предел. Все без исключения участники объеденины в огромную единую сеть и безвозмездно помогают друг-другу.
Я не зазываю Вас, но это стоящий проект, если вас заинтересовало, и хотите стать финансово независимыми, то ознакомьтесь пожалуйста подробнее - http://vk.com/qdeiwse

2 exvet  
0
Здравствуйте!
Меня зовут Кристина, я директор веб магазина детских товаров KID TOYS. Мы поставляем игрушки большим и мелким оптом в Украине. Только у нас, широкий ассортимент игрушек, приемлемые цены и лучшие условия доставки товаров по Украине. Посетите наш сайт http://www.kidtoys.com.ua и лично ощутите все преимущества сотрудничества с KID TOYS. Нам всегда под силу удивить и порадовать наших клиентов. Добро пожаловать!
Игрушка для каждого ребенка - это приспособление , через которое он узнает этот мир. Качественные игрушки - это безопасность и удовольствие для ребенка, а так же высокий доход того, кто их реализует. Но для того чтобы реализовать игрушки, их перед этим необходимо купить. Наш интернет – магазин занимается продажей надежных игрушек по доступным ценам. Для большего удобства заказчиков, доставка игрушек осуществляется несколькими способами, они будут зависеть от стоимости товара, его размеров и количества.
P.S. Буду надеяться, что я не нарушила порядок Вашего форума.
Благодарю. :)

1 deaddelve  
0
[url=http://almazstrateg.ru]услуги алмазного бурения
[/url]

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz