Доброе утро! Конечно, сейчас может быть уже и вечер, даже ночь, но для
нас с Вами сейчас утро. Утро познания таинства фотографии.
Я рад приветствовать Вас на курсе. Итак,
начнем. Что же такое фотография? Фотография – это уникальная
разновидность искусства. Во-первых, она отражает нашу действительность.
Мы ее используем как для создания фотошедевров, так и для
документальных целей и, конечно, как память о событиях нашей жизни.
Во-вторых, фотография поистине самый доступный вид искусства,
заниматься которым может в наше время буквально каждый в меру своих
сил, средств и способностей. Но! Фотография – это не мир эмоций. Тут
нельзя, расслабившись тем или иным способом, как в других видах
искусства, создать шедевр. Разве что поможет случай, но на этого
слепого рассчитывать не стоит. Это скорее прерогатива поэзии, песенного
творчества. Фотография - это роман в картинке. И, чтобы создать и то, и
другое, нужен, может быть не тяжкий, а в основном интересный и
захватывающий, но все же труд. Фотография – это искусство, гораздо
ближе стоящее к точным наукам, чем к эмоциональному творчеству. Потому
что нужно в окружающем мире увидеть не только нечто захватывающее дух
по красоте или чувствам, но и суметь передать это на снимках, чтобы
зритель тоже увидел ЭТО. А еще лучше – нечто, что увидели только Вы, а
все остальные просто прошли мимо, окинув эту красоту равнодушным
взглядом. А для этого нужно владеть техникой и технологией съемки. И
конечно в момент съемки не принимать участия в происходящих перед
камерой событиях, хохоча на рассказанный вашим другом или подругой
анекдот, или отвечая на настырные требования вашего кота налить ему еще
валерьянки. Все они в этот момент находятся не в реальной жизни, а в
виртуальном телевизоре, который вы смотрите, прильнув к видоискателю
фотоаппарата. И только нажав на спусковую кнопку аппарата, вы спокойно
можете, держась за живот от смеха, лезть в аптечку за валерианкой. А
как увидеть в окружающем мире будущий фотошедевр? Для этого в
совершенстве надо знать не просто законы композиции, но и психологию их
восприятия и причины, почему мы то или иное изображение воспринимаем
именно так, а не иначе. Как вы думаете, кто придумал законы композиции?
Почему практически два практически одинаковых снимка, сделанных с
разной экспозицией в одну ступень или разных точек съемки расстоянием в
один метр столь разнятся? Один «берет за душу», а со вторым рука сама
тянется к мусорной корзине. Ответ на вопрос прост – законы композиции –
это законы физиологии нашего зрения и психологии восприятия. И они
существуют реально, хотим мы этого или нет. Вы верите в закон
Всемирного тяготения? Нет? А почему вы до сих пор не летаете без
самолета? Композиция – то же самое. Но об этом речь в основном курсе.
Современная фототехника создает иллюзию простоты. Нажал на спусковую
кнопку,– а все остальное сделает автоматика. Но в большинстве случаев
ничего хорошего не получается, за исключением случаев, когда условия
съемки были средние, на которые обычно и рассчитана автоматика. И
малейшее отклонение от этих средних условий ведет к испорченной
фотографии. Наверное, вы уже не раз сталкивались с такой ситуацией,
полностью доверившись технике. «Отрезвление» наступает когда вы
начинаете смотреть на готовые фотографии. Ой! А кто это на снимке? И
что это? Вспомните, когда это было в последний раз… Современные
фотоаппараты обладают огромным количеством функций. Но если четко не
представлять, как работает тот или иной режим или функция, то съемка
превращается в игру в русскую рулетку: получится – не получится.
Дорогущие профессиональные камеры могут фотографировать очень много и
хорошо. Но вот ведь парадокс: чем больше функций у камеры, тем больше
должен знать фотограф о том, как она работает и вообще что она там
делает, жужжа, щелкая, двигая объективом и мигая лампочками? Впрочем,
если вы собираетесь фотографировать на бытовом уровне автоматической
мыльницей, не «заморачиваясь» фотографией как искусством, то и здесь
вам можно помочь. Первые три урока будут посвящены трем принципам
съемки, нарушая которые вы портите подавляющее количество снимков.
Соблюдая их, вы сможете даже прославиться как хороший фотограф. Но если
вы ставите перед собой более высокие цели, то придется углубиться в
таинства фотографии в основном курсе. Но сначала примените на практике
три принципа фотосъемки, а потом решите, стоит ли идти дальше. Тем
более, что при прохождении курса за необоснованное нарушение этих
принципов я буду очень сильно ругаться и считать такие снимки
техническим браком, требующим переделки. Как говорит Владимир
Вольфович: «Однозначно!!!» Итак, как уже говорилось, фотография – это
не эмоциональный вид искусства. Фотограф, глядя в видоискатель должен
абстрагироваться от происходящего перед ним и с холодной головой
оценивать то, что он в нем видит. Поэтому фотография – это довольно
циничный вид искусства, особенно фоторепортаж, когда фотограф должен
как бы со стороны наблюдать за происходящим. Итак, вы поставили перед
объективом фотомодель, коей может быть и человек, и кошка, и
водосточная труба. Палец уверенно лег на кнопку затвора. Глаз как у
профессионального снайпера прильнул к окуляру видоискателя. Еще
мгновение… Стоп! Вы кое-что забыли. Что нужно сделать перед нажатием на
спуск?
Правило первое: ОЦЕНИТЬ ФОН, НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН ОБЪЕКТ СЪЕМКИ.
Для чего? Во-первых, объект съемки не должен сливаться с ним. Посмотрите на две фотографии одной и той же девушки. Есть разница?
На
первой фотографии фотомодель практически не отличается от пригревшего
ее песчаного склона. А вот на второй – другое дело. Объект съемки в
большинстве случаев должен быть виден очень хорошо, на то он и объект
съемки. Все связано опять таки с нашей природой, с физиологией зрения.
Мы воспринимаем мир в первую очередь как набор линий. А что такое
линия? В фотографии это не геометрическое понятие, а жизненно важное.
Линии – это силуэт и контур того, что вы фотографируете. Если их не
будет, то смотрите на первую фотографию… Хотя, конечно, можно
использовать визуальное слияние объекта с фоном как художественный
прием.
Посмотрите
свои фотографии. Наверняка среди них найдутся такие, где то, ради чего
сделан снимок, сливается полностью или частично с фоном. И от этого они
только проигрывают. Лично я иногда полностью отказываясь от съемки,
если не удается отделить объект от фона. Все равно такая фотография
потом пойдет в мусорную корзину или сотрется с компьютера… Чего зря
набивать мозоли на указательном пальце? Как визуально отделить объект
съемки от фона? Для этого используют три основных способа: Объект
съемки может быть контрастным по отношению к фону по освещенности.
Например, ярко освещенный человек на фоне темной листвы или дверного
проема. Сфотографируйте один и тот же освещенный объект на таком же
освещенном фоне и на темном фоне. Как говорится, почувствуйте разницу!
Механизмы восприятия мы подробно рассмотрим в основном курсе.
Поэтому, запоминаем сразу: светлое фотографируем на темном, темное – на светлом!!!
Задание 1.
Возьмите
любой светлый предмет, например, кружку. Но не серую! Сфотографируйте
ее на белом фоне, на черном и сером или любом светлом. Сравните
фотографии и ответьте на вопрос: Где лучше будет видна кружка на
снимке? Сделайте тоже самое с очень темным предметом. Контрольный
вопрос тот же. Если ваши выводы будут отличаться от того, что написано
в этом уроке, напишите мне.
Другой способ – отделить объект
съемки от фона по цвету. Желательно, чтобы цвета были контрастные.
Например, как сфотографировать апельсин? Правильно, кинуть его в синее
море… Универсальную схему поиска сочетаний таких цветов мы рассмотрим в
основном курсе. Либо можно использовать комбинацию цвет – черно-белое
изображение. В любом случае цвет снимаемого объекта должен в
подавляющем большинстве случаев отличаться от цвета фона. За
исключением случая, когда вы визуально из коротконожки будете делать на
снимке фотомодель с ногами от шеи. Но это – в основном курсе. Лучше,
если цвета снимаемого объекта и фона будут контрастными. Можно их
сделать гармоничными. Но в любом случае объект должен быть виден на
фоне фона. Итак, зарубаем на носу: цвет фона должен отличаться от цвета
объекта.
Задание 2.
Возьмите
фотоаппарат и сфотографируйте зеленый объект, можно использовать для
этого любые комнатные растения, на красном, желтом, синем фонах.
Почувствуйте разницу. А чтобы оценить снимки помните, что зеленый цвет
гармонирует с синим и желтым, и контрастен красному. И на какой же
фотографии четче видна ваша кактусогерань? Я уже догадываюсь. А вы?
Третий
способ – отделить объект съемки от фона при помощи резкости. То есть
объект съемки – резкий, фон – нерезкий. Или наоборот, например, при
показе движения. Чтобы так сделать, нужно использовать сюжетную
программу «Портрет», которая есть в большинстве современных мыльниц. Ну
а чтобы почувствовать разницу, сделайте такой же снимок в режиме
«Пейзаж». Фотографировать нужно при хорошем освещении, лучше в
солнечный день. Если вы снимаете фотоаппаратом с ручным управлением, то
чтобы сделать фон нерезким, надо полностью открыть диафрагму, покрутив
регулировочное кольцо на объективе (например, поставить цифирку 2,8). А
чтобы сделать резким, полностью закрыть ее (например, цифирка 11).
Выдержку, крутя соответствующее колесико на корпусе фотоаппарата,
подбираете в соответствии с освещением. Таблица выдержек и диафрагм
обычно имеется на внутренней стороне коробки из-под пленки. Запоминаем:
при съемке одиночного объекта, если фон не несет никакой смысловой
нагрузки, максимально открываем диафрагму и уменьшаем глубину резкости.
Задание 3.
Итак,
выходим на улицу в ясный, погожий день. Ищем отдельно стоящий куст.
Ищем фон, состоящий из его собратьев. Между кустом и фоном должно быть
примерно метров 5-7. Встаем в трех метрах от куста. Наводим на него на
резкость. И делаем два снимка: один с полностью открытой диафрагмой,
другой – с полностью закрытой. Сравниваем фотографии. Отвечаем на
риторический для меня вопрос: на каком снимке четче видно данное
растение, представляющее из себя пучок веток, растущих из одного места?
Отдельная
песня – это пестрый разноцветный фон. Типа циркового балагана. В
подавляющем большинстве случаев такого фона следует избегать. Об
особенностях восприятия таких случаев – в основном курсе. Фон должен
быть более-менее равномерным. То есть по законам психологии восприятия
на нем не должно быть более двух основных цветов, а еще лучше, чтобы
присутствовали различные оттенки одного цвета. К снимкам «на память»
это не относится. Здесь важна документальная точность. Посмотрите на
фотографии. Вам легко воспринять девушку на фоне кирпичной стены? А вы
видите лицо прыгающей в лесу модели? А березу, растущую из стены
крепости Орешек? То-то. Поэтому пестрый фон – это не наш фон.
Хотя
пестрый фон можно использовать и как художественный прием. Но это уже
разговор о высоко- и низкочастотной фильтрации в основном курсе.
Обязательно
надо обращать внимание на то, чтобы позади объекта съемки на фоне не
было лишних деталей. Из головы фотомодели не должны торчать ветки
дерева, аки оленьи рога, а также столбы, дверные косяки,
электропроводка и прочее. По-возможности, естественно. Особая головная
боль при съемке в помещениях – электророзетки и выключатели. Попросите
электрика их демонтировать или сделайте так, чтобы они не попадали в
кадр. Посмотрите, как портит кадр животных ободранная ими же стенка на
заднем плане. Или я не прав?
Вы видите спортсменку на снимке? О! Да это же гимнастка!
А зачем нужна ножка скамейки в теле кошки?
Задание 4.
Возьмите
свою любимую или чужую мягкую игрушку. Достаньте с антресолей коробку с
новогодними украшениями. Но не вешайте их на первую попавшуюся елку, а
ровным слоем вытряхните на пол в комнате. Поставьте игрушку на фоне
этого красочного пейзажа. Кстати, вместо елочных игрушек можно
использовать свой рабочий стол, если он действительно рабочий. Картинка
примерно одинаковая, но не такая красочная. Сфотографируйте ее. Потом
при помощи швабры, тряпки и новомодных моющих средств (см. телевизор)
наведите идеальный порядок. И сфотографируйте игрушку на фоне чистого
пола или стола. Оцените, на каком снимке игрушка получилась лучше?
При
цветной съемке как огня следует опасаться любых ярких цветных пятен на
заднем плане, которые напрямую не относятся к объекту съемки. Если
такое пятно появилось, то его надо чем-либо прикрыть и сменить точку
съемки, чтобы оно не попадало в кадр. Особенно донимают случайные
прохожие в яркой одежде и разнообразные авто, которые почему-то
окрашивают в броские цвета… Посмотрите на пообедавшего кота. Синяя
крышка банки явно не в тему…
Поэтому
запоминаем, что любой ландшафт, интерьер или любые объекты на заднем
фоне должны нести в себе какой-то смысл, функцию. Иначе мы их обрезаем
границей кадра или уводим в нерезкость.
А иначе они там – лишние.
Задание 5.
Сделайте
поясной портрет своего знакомого или прекрасной незнакомки (кстати,
повод познакомиться) на нейтральном фоне, и другой снимок, где за его
или ее плечами будет маячить ярко зеленый автомобиль соседа сверху, или
ярко красная курточка ребенка соседа снизу, или ярко синий зонтик
соседки по лестничной клетке. Видите разницу? И где лучше? Вопрос,
конечно, риторический… Но все надо испытать на себе. Так уж мы устроены…
Как
показывает практика, около половины кадров мы портим из-за фона. Но это
не предел. Подавляющее большинство кадров идет насмарку за счет
нарушения второго правила, о котором пойдет речь на следующем уроке.
Итак,
мы сегодня изучили первое правило фотографа: оценить фон! Повторяю, что
вы должны сфотографировать до того, как начнете читать следующий урок.
1. Сфотографируйте белый и черный предмет на сером, белом и черном фоне. 2. Сфотографируйте комнатное растение на красном, синем и желтом фоне. 3. Сфотографируйте куст в разной глубиной резкости. 4. Сфотографируйте мягкую игрушку на пестром и однородном фоне. 5. Сфотографируйте человека на нейтральном фоне и фоне с ярким цветовым акцентом.
Жду ваших снимков. Снимки лучше сделать 300 точек по горизонтали и с 10 процентной компрессией.